Отношения между НАТО и Россией: факты
С тех пор, как Россия начала свои агрессивные действия против Украины, российские официальные лица обвиняют НАТО в ряде угроз и враждебных действий. На данной веб-странице изложены факты.
Мифы
- Сотрудничество НАТО с Россией
- Расширение НАТО
- Утверждение: Расширение НАТО угрожает России
- Утверждение: Политика открытых дверей НАТО создает новые разделительные линии в Европе и углубляет уже существующие
- Утверждение: Расширение НАТО на Балканы является дестабилизирующим фактором
- Утверждение: НАТО пыталась «втянуть» Украину в Североатлантический союз
- Утверждение: Россия имеет право требовать 100-процентную гарантию того, что Украина не вступит в НАТО
- Утверждение: НАТО спровоцировала протесты на Майдане в Украине
- Утверждение: НАТО планировала разместить корабли и ракеты в Крыму
- Утверждение: НАТО создала военную базу в Грузии
- Утверждение: НАТО имеет базы по всему миру
- НАТО и ее отношение к России
- Утверждение: НАТО нагнетает «истерию» по поводу российских учений
- Утверждение: НАТО окружает Россию
- Утверждение: У НАТО сохранился менталитет «холодной войны»
- Утверждение: НАТО – геополитический проект США
- Утверждение: Цель НАТО – сдерживать или ослабить Россию
- Утверждение: НАТО пыталась изолировать и маргинализировать Россию
- Утверждение: НАТО должна была прекратить свое существование в конце «холодной войны»
- Утверждение: Расширение НАТО следовало аналогичному процессу, что и расширение СССР и Организации Варшавского договора
- НАТО как «угроза»
- Утверждение: НАТО хочет подготовить гражданскую инфраструктуру Европы, чтобы начать войну
- Утверждение: Присутствие НАТО в Балтийском регионе опасно
- Утверждение: Противоракетная оборона НАТО угрожает безопасности России
- Утверждение: НАТО готовит нападение на Россию
- Утверждение: НАТО представляет угрозу для России
- Утверждение: Противоракетная оборона НАТО нацелена на Россию и соглашение по Ирану доказывает это
- Утверждение: Вступление новых членов в НАТО угрожает России
- Обещания и обязательства
- Утверждение: НАТО нарушает Договор о нераспространении ядерного оружия
- Утверждение: Усиленное передовое присутствие НАТО нарушает Основополагающий акт Россия–НАТО
- Утверждение: Противоракетная оборона НАТО нарушает Договор о РСМД
- Утверждение: Россия имеет право возражать против поддерживаемой НАТО инфраструктуры на территории государств-членов в Центральной и Восточной Европе
- Утверждение: Реакция НАТО на незаконные действия России в Украине является нарушением Основополагающего акта
- Утверждение: Ядерные учения НАТО нарушают ДНЯО
- Утверждение: НАТО обещала России, что не будет расширяться после «холодной войны»
- Операции НАТО
- Утверждение: Операция НАТО в Афганистане потерпела неудачу
- Утверждение: Миссия под руководством НАТО в Афганистане не смогла остановить незаконный оборот афганских наркотиков
- Утверждение: Операция НАТО в воздушном пространстве Ливии была незаконной
- Утверждение: Операция НАТО в Косово была незаконной
- Утверждение: Случаи Косово и Крыма идентичны
- Утверждение: Российская аннексия Крыма была оправдана решением Международного суда по независимости Косово
- Утверждение: Украинские власти незаконны
Сотрудничество НАТО с Россией
Факт: Североатлантический союз приостановил практическое сотрудничество с Россией в связи с ее агрессивными действиями в Украине. Несмотря на это мы оставляем открытыми каналы для политического диалога. Работа Совета Россия–НАТО, важной платформы для диалога, никогда не приостанавливалась. С апреля 2016 года мы провели семь заседаний СРН.
В этом году мы добились прогресса, рассмотрев построение сил и военные учения, в том числе посредством взаимных брифингов. Этот диалог способствует предсказуемости в наших отношениях. Мы приветствовали бы более частое проведение таких брифингов и транспарентность, особенно в отношении предстоящих военных учений.
Кроме того, НАТО и Россия оставляют открытыми военные каналы связи в целях содействия предсказуемости и транспарентности в нашей военной деятельности. Мы приветствуем недавние контакты между председателем Военного комитета НАТО генералом Петром Павелом; Верховным главнокомандующим объединенным вооруженными силами НАТО в Европе генералом Кертисом Скапарротти и начальником Генерального штаба ВС России генералом Валерием Герасимовым.
Факт: В 2014 году Североатлантический союз приостановил все практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее агрессивные действия в Украине. Это сотрудничество включало проекты в Афганистане, проекты по борьбе с терроризмом и научное сотрудничество. Эти проекты со временем достигли результатов, но их приостановка не подорвала безопасность Североатлантического союза или нашу способность противостоять таким вызовам, как терроризм.
Мы четко заявляем, что продолжаем стремиться к конструктивным отношениям с Россией. Но улучшение отношений Североатлантического союза с Россией будет зависеть от четкого и конструктивного изменения в действиях России, свидетельствующего о соблюдении международного права и международных обязательств России.
Факт: На заседании Совета Россия–НАТО 13 июля 2016 года Россия представила несколько предложений, в том числе предложение об использовании транспондеров над Балтийским морем. В ответ на это страны НАТО предложили России предоставить более подробную информацию, подчеркнув при этом, что авиационная безопасность не ограничивается использованием транспондеров – она состоит в ответственном летном мастерстве и в том, как летают летательные аппараты.
Для содействия всестороннему обсуждению вопросов безопасности полетов НАТО пригласила представителей бывшей Группы по проекту Балтийского моря и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) выступить с брифингами на заседании Совета Россия–НАТО 19 декабря 2016 года. Их работа вносит существенный вклад в повышение уровня авиационной безопасности над Балтийским морем.
Для обеспечения прогресса в этой работе была создана экспертная группа под руководством Финляндии по безопасности полетов в регионе Балтийского моря. На данный момент работа группы является многообещающей, и Генеральный секретарь НАТО приветствовал данную инициативу:
НАТО по-прежнему привержена работе в этих рамках в целях снижения рисков для безопасности гражданских и военных полетов. Мы с нетерпением ожидаем дальнейших заседаний экспертной группы.
В то же время мы продолжаем призывать Россию выполнять существующие правила и процедуры для обеспечения безопасности полетов и придерживаться безопасного и ответственного летного мастерства.
Факт: Начатый в 2009 году проект «Дистанционное обнаружение взрывчатых веществ» (СТАНДЭКС) никогда не замораживался и не приостанавливался. Он был завершен согласно графику, в конце 2013 года.
СТАНДЭКС был проектом программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» (НРМБ), который осуществлялся консорциумом лабораторий и научно-исследовательских институтов. В проекте участвовали Франция, Германия, Италия, Нидерланды и Россия. Проект объединял различные методы и технологии, позволяющие обнаруживать, распознавать, определять местонахождение и отслеживать потенциальных террористов-смертников в общественном транспорте.
СТАНДЭКС был проектом по разработке технологий. Как и в случае с другими подобными проектами, его конечной целью было внедрение системы. НАТО призывала участников проекта стремиться к промышленному внедрению их технологий, и некоторые из этих технологий являются в настоящее время коммерчески доступными.
РАСШИРЕНИЕ НАТО
Факт: Каждая страна, вступающая в НАТО, обязуется поддерживать ее принципы и политику. Это включает обязательство о том, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России», как было вновь подтверждено на встрече в верхах в Варшаве. Расширение НАТО не направлено против России.
Каждое суверенное государство имеет право выбирать свои собственные механизмы обеспечения безопасности. Это основополагающий принцип европейской безопасности, принцип, который поддерживает Россия, и который она должна соблюдать. Политика открытых дверей НАТО является историческим успехом. Вместе с расширением ЕС она обеспечивает распространение стабильности и процветания в Европе после падения Берлинской стены.
Факт: Решив принять стандарты и принципы НАТО, страны-кандидаты дали своим демократиям наиболее прочную привязку. А взяв на себя обязательство защищать НАТО, они получили ответное обязательство о том, что НАТО будет защищать их.
Членство в НАТО не навязывается странам. Каждая суверенная страна имеет право самостоятельно принимать решение о присоединении к какому-либо договору или союзу.
Этот основополагающий принцип закреплен в международных соглашениях, в том числе в Хельсинкском Заключительном акте, в котором говорится, что каждое государство имеет право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров». И когда Россия подписала Основополагающий акт НАТО–Россия, она согласилась уважать «неотъемлемое право государств выбирать пути обеспечения их собственной безопасности».
За последние 65 лет 29 стран сделали свободный выбор в пользу присоединения к НАТО в соответствии со своими демократическими процессами. Ни одна не попросила о выходе из организации. Это их суверенный выбор. Статья 13 Вашингтонского договора четко предоставляет государствам-членам право выйти из организации, если они того пожелают.
Факт: Все страны Центральной и Восточной Европы, вступившие в НАТО за последнее десятилетие, живут с тех пор в условиях мира, безопасности и сотрудничества со своими соседями.
Страны региона, которые стремятся к членству, проводят реформы, чтобы приблизиться к стандартам НАТО. Эти реформы укрепляют демократию и безопасность в каждой стране.
Страны региона играют важную роль в операциях НАТО в Афганистане и Косово, осуществляя учебную подготовку афганских сил и помогая создавать безопасную и защищенную обстановку для всего населения Косово. Это прямой вклад в обеспечение стабильности в широком евроатлантическом регионе.
Факт: Когда администрации президента Кучмы и президента Ющенко ясно заявили о стремлении страны вступить в НАТО, Североатлантический союз работал с ними, чтобы способствовать реформам, которые потребуются для реализации этого стремления.
Когда администрация президента Януковича сделала выбор в пользу внеблокового статуса, НАТО отнеслась к этому выбору с полным уважением и по запросу правительства продолжила работать с Украиной в области реформ.
НАТО уважает право каждой страны выбирать свои собственные механизмы по обеспечению безопасности. Действительно, статья 13 Вашингтонского договора четко предоставляет государствам-членам право выйти из организации.
За последние 65 лет 29 стран сделали свободный выбор в пользу присоединения к НАТО в соответствии со своими демократическими процессами. Ни одна не попросила о выходе из организации. Это их суверенный выбор.
Факт: В соответствии со статьей I Хельсинкского Заключительного акта (здесь) 1975 года, на основе которого была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), каждое государство имеет право «принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров». Все государства-члены ОБСЕ, включая Россию, приняли обязательство соблюдать эти принципы.
В соответствии с этими принципами Украина имеет право сама выбирать, быть ли ей участницей каких-либо союзных договоров, включая учредительный договор НАТО.
Кроме того, когда Россия подписала Основополагающий акт, она обязалась «уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств и их неотъемлемое право выбора путей обеспечения их собственной безопасности».
Таким образом, Украина имеет право выбирать для себя союзы, а Россия, как она сама неоднократно соглашалась, не имеет право диктовать этот выбор.
Факт: Демонстрации, которые начались в Киеве в ноябре 2013 года, произошли из-за стремления украинцев установить более тесные отношения с Европейским союзом, и из-за их разочарования, вызванного тем, что бывший президент Янукович остановил продвижение к этой цели в результате давления со стороны России.
Требования протестующих включали конституционную реформу, усиление роли парламента, формирование правительства национального единства, прекращение тотальной коррупции на всех уровнях, проведение досрочных президентских выборов и прекращение насилия. Никакого упоминания о НАТО не было.
В сентябре 2014 года Украина начала обсуждение вопроса об отказе от внеблокового статуса, через шесть месяцев после незаконной и противоправной «аннексии» Россией Крыма и начала агрессивных действий России на востоке Украины. Окончательное решение об отказе от внеблокового статуса было принято Верховной радой Украины в декабре 2014 года, более чем через год после начала демонстраций за вступление в ЕС.
Факт: Это является вымыслом. Эта идея никогда не выдвигалась, не предлагалась и не обсуждалась в НАТО.
Факт: На встрече в верхах в Уэльсе НАТО приняла решение предложить существенный пакет мер по содействию Грузии для укрепления ее оборонного потенциала и потенциала ее оперативной совместимости с Североатлантическим союзом. В августе 2015 года в Крцаниси был открыт Совместный центр НАТО–Грузия по учебной подготовке и оценке для содействия учебной подготовке и обеспечения оперативной совместимости военнослужащих Грузии и стран НАТО.
Это учебный центр, а не военная база.
Он способствует стабильности, делая грузинские вооруженные силы более профессиональными и укрепляя демократический контроль над ними.
Факт:Военная инфраструктура НАТО за пределами территории государств-членов ограничена теми районами, где Североатлантический союз проводит операции.
Поэтому у Североатлантического союза имеются военные объекты в Афганистане в поддержку миссии «Решительная поддержка», а также в Косово для миссии СДК.
У НАТО есть гражданские бюро по связи в таких государствах-партнерах, как Грузия, Украина и Россия. Их нельзя считать «военными базами». Отдельные страны НАТО имеют базы за границей на основе двухсторонних соглашений и принципа согласия принимающей страны, в отличие от российских баз на территории Молдовы (Приднестровье), Украины (Автономная Республика Крым) и Грузии (регионы Абхазия и Южная Осетия).
НАТО И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ
Факт: Каждая страна имеет право проводить учения, но важно, чтобы они проводились транспарентно и в соответствии с международными обязательствами.
В целях обеспечения транспарентности члены ОБСЕ, включая Россию, приняли на себя обязательство следовать правилам Венского документа. Если численность участвующих в учениях войск превышает 9 000 человек, учения подлежат уведомлению; если численность участвующих в учениях войск превышает 13 000 человек, для участия в таких учениях должны быть приглашены наблюдатели из государств-членов ОБСЕ. Со времени окончания «холодной войны» Россия не открыла ни одни учения для обязательного наблюдения в рамках Венского документа.
Обеспокоенность НАТО по поводу учений «Запад-2017» стало прямым результатом отсутствия транспарентности со стороны России. И масштаб, и географический охват учений значительно превысили то, что ранее было заявлено Россией, в том числе на Совете Россия–НАТО. Страны Североатлантического союза ясно указали на это России на заседании Совета Россия–НАТО в октябре 2017 года.
Кроме того, Россия использовала крупные внезапные учения, в том числе с участием десятков тысяч военнослужащих, для запугивания своих соседей. Такая практика усиливает напряженность и подрывает доверие. Осуществленные Россией вмешательство в Грузии в 2008 году и незаконная аннексия Крыма в 2014 году были замаскированы под внезапные учения.
Факт: Этот миф игнорирует географические факты. Протяженность сухопутной границы России чуть больше 20 000 километров. Из них 1215 километров (менее одной шестнадцатой) – граница с государствами-членами НАТО. Россия имеет сухопутные границы с 14 странами. Только пять из них являются государствами-членами НАТО.
За пределами территории стран НАТО Североатлантический союз поддерживает военное присутствие в двух местах: в Косово и Афганистане. Обе операции осуществляются в соответствии с мандатом Организации Объединенных Наций, утвержденным Советом Безопасности, членом которого является Россия. У России, напротив, имеются базы и военнослужащие в трех странах – Грузии, Молдове и Украине – без согласия на то правительств этих стран.
Факт: «Холодная война» закончилась более двадцати лет назад. Для нее характерными были противостояние двух идеологических блоков, присутствие многочисленных постоянных армий в Европе, а также военное, политическое и экономическое доминирование Советского Союза почти во всех соседних с ним европейских странах.
Окончание «холодной войны» стало победой для народов Центральной и Восточной Европы и бывшего Советского Союза и открыло возможности для преодоления раздела в Европе. На поворотных встречах на высшем уровне, которые прошли после падения Берлинской стены, Россия играла свою роль в построении новой всеобъемлющей европейской архитектуры безопасности, включая принятие Парижской хартии, создание ОБСЕ, учреждение Совета евроатлантического партнерства и принятие Основополагающего акта между НАТО и Россией.
Со времени окончания «холодной войны» НАТО провела радикальные перемены в своем членском составе и методах деятельности; эти перемены были разъяснены принятием Стратегических концепций в 1999 и 2010 году. Обвинения в том, что НАТО сохранила свое назначение времен «холодной войны», игнорируют реальность этих перемен.
В этот же период НАТО обращалась к России с рядом партнерских инициатив, кульминацией которых стало создание Совета Россия–НАТО в 2002 году. Ни одной другой стране не предлагались такие привилегированные отношения с НАТО.
Главы государств и правительств стран НАТО на встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года заявили: «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы России. Но мы не можем и не будем поступаться принципами, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке». (Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве можно прочитать здесь).
Это официальная политика НАТО, которая определяется и прозрачно выражается на самом высоком руководящем уровне. Как организация, подотчетная своим государствам-членам, НАТО обязана осуществлять эту политику.
Факт: НАТО была создана в 1949 году двенадцатью суверенными государствами: Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Канадой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Португалией, Соединенными Штатами и Францией. С тех пор число государств-членов выросло до двадцати девяти, при этом каждое из них приняло индивидуальное и суверенное решение вступить в Североатлантический союз.
Все решения в НАТО принимаются на основе консенсуса, что означает, что решение может быть принято, только если каждый член организации согласится с ним.
Аналогичным образом, решение любой страны об участии в операциях под руководством НАТО принимает сама страна самостоятельно в соответствии с собственными правовыми процедурами. Ни одно государство-член Североатлантического союза не может принимать решения о развертывании сил другого государства-члена.
Факт: Цели НАТО изложены в преамбуле Вашингтонского договора, учредительного документа Североатлантического союза (с ним можно ознакомиться здесь).
Там говорится, что страны НАТО «преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».
В соответствии с этими целями в течение последних двух десятилетий НАТО проводит миссии на Балканах, в Афганистане, в воздушном пространстве Ливии и у побережья Африканского Рога. Североатлантический союз проводит учения от Средиземноморья до Северной Атлантики и по всей Европе, по различным вопросам, от борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок, в том числе совместно с самой Россией.
Ни одно из этих мероприятий не может быть достоверно представлено, как направленное против России.
Факт: На протяжении более двух десятилетий НАТО последовательно проводила работу по формированию отношений в духе сотрудничества с Россией.
НАТО начала налаживать отношения, предложив диалог вместо конфронтации на встрече НАТО на высшем уровне в Лондоне в июле 1990 года (текст Лондонской декларации здесь). В последующие годы Североатлантический союз способствовал развитию диалога и сотрудничества путем создания «Партнерства ради мира» (ПРМ) и Совета евроатлантического партнерства (СЕАП), открытых для всей Европы, включая Россию (Основополагающие документы ПРМ здесь и здесь).
В 1997 году НАТО и Россия подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, создав Совместный постоянный совет Россия–НАТО. В 2002 году они усовершенствовали взаимоотношения, создав Совет Россия–НАТО (СРН) (с Основополагающим актом можно ознакомиться здесь, с Римской декларацией о создании СРН – здесь, с Совместным заявлением СРН на заседании в Лиссабоне – здесь.).
Мы стремились построить добрые взаимоотношения с Россией. Мы работали вместе по различным вопросам, от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и борьбы с терроризмом до спасания подводных лодок и гражданского чрезвычайного планирования.
Однако в марте 2014 года Североатлантический союз приостановил практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее агрессивные действия против Украины. В то же время НАТО оставляет открытыми каналы для связи с Россией. С апреля 2016 года прошло семь заседаний Совета Россия–НАТО. Кроме того, Генеральный секретарь и заместитель генерального секретаря проводят регулярные встречи со своими российскими коллегами. Мы не стремимся к конфронтации, но мы не можем игнорировать тот факт, что Россия нарушает международные правила, подрывая наши стабильность и безопасность.
Факт: На встрече в верхах в Лондоне в 1990 году главы государств и правительств договорились о том, что «мы должны оставаться вместе, чтобы продлить долговременный мир, в условиях которого мы живем последние четыре десятилетия». Это был их суверенный выбор, который полностью соответствовал их праву на коллективную оборону, закрепленному в Уставе Организации Объединенных Наций.
С тех пор еще тринадцать стран решили вступить в НАТО. Североатлантический союз осуществлял новые миссии и адаптировался к новым вызовам, при этом придерживаясь основополагающих принципов безопасности, коллективной обороны и принятия решений на основе консенсуса.
Дважды со времени окончания «холодной войны» НАТО принимала новые Стратегические концепции (в 1999 и 2010 году), адаптируясь к новым реалиям. Таким образом, вместо того, чтобы прекратить свое существование, НАТО адаптировалась и продолжает меняться, чтобы соответствовать потребностям и ожиданиям государств-членов, а также продвигать концепцию единой, свободной и мирной Европы.
Факт: Любое сравнение между расширением НАТО после окончания «холодной войны» и созданием Организации Варшавского договора или советского блока после окончания Второй мировой войны является полным искажением истории.
Включение стран Центральной и Восточной Европы в Советский Союз и Организацию Варшавского договора после Второй мировой войны осуществлялось в условиях военной оккупации, однопартийной диктатуры и жестокого подавления инакомыслия.
Когда страны Центральной и Восточной Европы подали заявку на присоединение к НАТО после роспуска Организации Варшавского договора, это было сделано в соответствии с их свободным выбором, в рамках их собственных национальных демократических процессов и после проведения необходимых реформ.
Это было сделано посредством дискуссии, в мирное время и транспарентным образом.
НАТО КАК «УГРОЗА»
Факт: НАТО – оборонительный союз, цель которого заключается в защите наших государств-членов. Военная мобильность имеет ключевое значение для сдерживания в мирное время и имеет ключевое значение для нашей коллективной обороны во времена кризисов. НАТО тесно сотрудничает с государствами-членами, с тем чтобы наши мосты, автодороги, порты и сети железных дорог были способны обеспечивать транспортировку военной техники и личного состава через границы стран Североатлантического союза.
Это не подготовка к войне. Речь идет об обновлении военных требований к гражданской инфраструктуре в то время, когда мы наблюдаем возрастающие вызовы нашей безопасности, в том числе в результате незаконной аннексии Россией Крыма и продолжающейся дестабилизации восточной части Украины.
НАТО сотрудничает с государствами-членами и Европейским союзом для устранения бюрократических барьеров, что позволит нам осуществлять перевозку сил по территории Североатлантического союза. Такое сотрудничество предполагает обмен информацией о стандартах, требованиях и любых проблемах, связанных с гражданской инфраструктурой. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с национальными правительствами и частным сектором, с тем чтобы инфраструктура на территории Североатлантического союза оставалась в отличном состоянии.
Факт: НАТО предприняла оборонительные и пропорциональные шаги в ответ на изменившуюся обстановку в области безопасности. В связи с агрессивными действиями России против Украины государства-члены попросили увеличить присутствие НАТО в регионе.
Военнослужащие НАТО встречаются с российскими инспекторами по контролю над вооружениями в 1-й пехотной бригаде Эстонии в Тапе 8 ноября 2017 года
В 2016 году НАТО развернула четыре многонациональные боевые группы, обеспечив «усиленное передовое присутствие» в Эстонии, Латвии, Литве и Польше. В 2017 году эти боевые группы достигли полной оперативной готовности. Более 4500 военнослужащих из стран Европы и Северной Америки работают в тесном взаимодействии с местными силами обороны.
Присутствие НАТО в регионе обеспечивается по просьбам принимающих стран и пользуется значительной общественной поддержкой. Как свидетельствует проведенный в 2016 году опрос Гэллапа, большинство жителей стран НАТО в Балтийском регионе ассоциируют Североатлантический союз с защитой своей страны. Силы НАТО соблюдают наивысшие стандарты поведения, как в служебное, так и во внеслужебное время.
В рамках приверженности стран НАТО транспарентности Эстония, Латвия и Литва принимали в ноябре 2017 и в марте 2018 года российских инспекторов по контролю над вооружениями. Инспекторы посетили ряд военных объектов, включая некоторые из тех, которые используются многонациональными боевыми группами НАТО.
Факт: Система противоракетной обороны НАТО носит исключительно оборонительный характер и не направлена против России. Двусторонние соглашения между США и принимающими странами не позволяют использовать данные объекты в каких-либо иных целях, нежели противоракетная оборона.
Система обеспечивает оборону от баллистических ракет извне евроатлантического региона. НАТО неоднократно пыталась сотрудничать с Россией в области противоракетной обороны. Заявления России с угрозами нацеливания на страны Североатлантического союза из-за противоракетной обороны НАТО являются неприемлемыми и контрпродуктивными.
Факт: НАТО является оборонительным союзом, цель которого – защита государств-членов. Наши учения и военные развертывания не направлены против России или какой-либо другой страны. Любые утверждения о том, что НАТО готовит нападение на Россию, являются абсурдными.
Мы объявляем о наших военных учениях заблаговременно, и за ними наблюдают международные наблюдатели. Мы в течение года уведомляем Россию о наших учениях. Например, в 2016 году российские военные эксперты посетили 13 учений НАТО. Это свидетельствует о транспарентности нашей военной деятельности.
В качестве прямого ответа на применение Россией силы против своих соседей НАТО развернула четыре многонациональные боевые группы в странах Балтии и Польше. Эти силы развертываются на основе ротации, являются оборонительными и пропорциональными. Их нельзя сравнить с тремя дивизиями, развернутыми Россией в Западном и Южном военных округах. До незаконной аннексии Россией Крыма не было планов развертывать войска НАТО в восточной части Североатлантического союза. Наша цель – предотвратить конфликт, защитить страны НАТО и сохранить мир.
НАТО остается открытой для содержательного диалога с Россией. Поэтому мы провели семь заседаний Совета Россия–НАТО с апреля 2016 года. Общение с Россией позволяет нам четко обозначать свою позицию. Кризис в Украине и вокруг нее остается первым вопросом на нашей повестке дня. Мы будем продолжать наш диалог в том числе с представителями российского гражданского общества.
Факт: В течение последних двадцати шести лет НАТО последовательно, транспарентно и открыто развивала связи с Россией.
Североатлантический союз создал уникальные органы сотрудничества – Совместный постоянный совет и Совет Россия–НАТО – для реализации отношений с Россией. НАТО пригласила Россию к сотрудничеству в области противоракетной обороны. Такого приглашения НАТО не делала ни одному другому государству-партнеру.
В Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованном с Россией в 1997 году и подтвержденном на саммитах Россия–НАТО в Риме в 2002 и в Лиссабоне в 2010 году, НАТО заявила, что «в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Североатлантический союз выполнил все свои обязательства.
Официальная политика НАТО в отношении России была недавно сформулирована главами государств и правительств стран Североатлантического союза на встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года.
Они заявили, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России. Но мы не можем и не будем идти на компромиссы, когда речь идет о принципах, на которых зиждутся наш Североатлантический союз и безопасность в Европе и Северной Америке». (Заявление по итогам встречи на высшем уровне в Варшаве можно прочитать здесь).
Таким образом, ни политика Североатлантического союза, ни его действия не представляют угрозы для России.
Факт: Система противоракетной обороны НАТО не разрабатывалась против России и не направлена против нее. Она не представляет угрозы для российских средств стратегического сдерживания.
Как уже объяснял заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, географическое расположение и законы физики не позволяют системе НАТО сбивать российские межконтинентальные ракеты с баз НАТО в Румынии или Польше. Их возможности слишком ограничены, их запланированное количество слишком мало, и они расположены слишком далеко к югу или слишком близко к России, чтобы сделать это.
Российские официальные лица подтвердили, что планируемый щит НАТО, в действительности, не сможет подорвать российские средства сдерживания. Заместитель премьер-министра России Дмитрий Рогозин, уполномоченный по вопросам противоракетной обороны, заявил 26 января 2015 года, что «ни нынешняя, ни даже перспективная» система противоракетной обороны «не способна будет остановить или поставить под сомнение российский ракетный стратегический потенциал».
И наконец, утверждение России о том, что рамочное соглашение по ядерной программе Ирана устраняет необходимость в системе противоракетной обороны НАТО, неверно по двум причинам.
Соглашение по Ирану не охватывает распространение технологии баллистических ракет, что совершенно отличается от ядерных вопросов.
Кроме того, НАТО неоднократно ясно давала понять, что противоракетная оборона направлена не против какой-либо страны, а против угрозы, вызванной распространением в более общем смысле. Действительно, более 30 стран приобрели или пытаются приобрести технологию баллистических ракет. Рамочное соглашение по Ирану не меняет этих фактов.
Факт: Каждая страна, которая вступает в НАТО, обязуется соблюдать принципы и политику Североатлантического союза, а также выполнять обязательства, которые уже взяла на себя НАТО.
Это включает обязательство о том, что НАТО не представляет угрозы для России, как было недавно заявлено на встрече в верхах в Варшаве.
Поэтому, по мере того, как растет число стран, вступающих в НАТО, растет и число стран, согласных с тем, что «Североатлантический союз не стремится к конфронтации и не представляет угрозы для России».
ОБЕЩАНИЯ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Факт: На встрече в верхах в Варшаве в июле 2016 года страны НАТО подтвердили свою полную поддержку Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
Любое размещение ядерного оружия США на территории наших государств-членов полностью соответствует ДНЯО. США обеспечивают постоянное надлежащее хранение этого оружия и контроль над ним.
Кроме того, договоренности НАТО по ядерному оружию существовали еще до вступления в силу ДНЯО. Они были в полной мере рассмотрены при проведении переговоров по Договору.
Россия, однако, усилила ядерную риторику, активизировала свои ядерные учения и регулярно отрабатывает быструю ядерную эскалацию. Кроме этого, Россия угрожает разместить ракеты, способные нести ядерные боеголовки, в Калининграде и Крыму. Деятельность и риторика России не способствуют транспарентности и предсказуемости.
Факт: Москва обвиняет НАТО в нарушении важной части Основополагающего акта Россия–НАТО 1997 года, связанной с новым постоянным размещением сил. Она называется обязательством о «существенных боевых силах». В обязательстве сказано, что в «нынешних и обозримых условиях безопасности» НАТО «будет осуществлять свою коллективную оборону… через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил».
НАТО полностью соблюдает это обязательство. Развертывание четырех многонациональных боевых групп в восточной части нашего Североатлантического союза осуществляется на основе ротации, является оборонительным, и его уровень гораздо ниже любого разумного определения «существенных боевых сил». На территории восточных стран НАТО не происходит постоянного размещения существенных боевых сил; и общая численность сил в масштабах Североатлантического союза фактически была значительно сокращена после окончания «холодной войны».
Россия, которая обязалась проявлять «соответствующую сдержанность», увеличила численность своих войск вдоль границ Североатлантического союза и нарушила соглашения, предусматривающие проверки и транспарентность в военной сфере, в частности в области военных учений.
Подписав Основополагающий акт Россия–НАТО, Россия также обязалась не применять силу или угрозу силой против стран НАТО или против любого другого государства. Она нарушила это обязательство, осуществив незаконную и противоправную аннексию Крыма, территории суверенного государства. Кроме того, Россия продолжает поддерживать боевиков на востоке Украины.
Факт: Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД) является одним из важнейших элементов евроатлантической безопасности. Соединенные Штаты Америки, как одна из сторон, подписавших Договор, дали четко понять, что объекты «Иджис Эшор» в Румынии и Польше полностью соответствуют Договору о РСМД.
Развернутая в Румынии система «Иджис Эшор» носит сугубо оборонительный характер. Ракеты-перехватчики SM-3, развернутые там, не могут быть использованы в наступательных целях. Это также касается будущего объекта «Иджис Эшор» в Польше.
Двусторонние соглашения между США и двумя принимающими странами – Румынией и Польшей – не позволяет использовать данные объекты в каких-либо иных целях, нежели противоракетная оборона.
Противоракетная оборона НАТО носит исключительно оборонительный характер и предназначена для защиты европейских государств-членов от ракетных угроз, возникающих за пределами евроатлантического региона. Она не направлена против России и не подорвет российские средства стратегического сдерживания.
Мы четко заявляли об этом России, неоднократно и на самом высоком политическом уровне. Россия не давала положительного ответа на наши многочисленные предложения о сотрудничестве в области противоракетной обороны. Фактически Россия прекратила этот совместный диалог в одностороннем порядке в 2013 году.
Факт: Отношения между НАТО и Россией регламентированы Основополагающим актом о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, согласованным странами НАТО и Россией в 1997 году и подтвержденным на встречах Россия–НАТО на высшем уровне в Риме в 2002 и Лиссабоне в 2010 году (с Основополагающим актом можно ознакомиться здесь).
В Основополагающем акте обе стороны договорились о том, что: «в нынешних и обозримых условиях безопасности альянс будет осуществлять свою коллективную оборону и другие задачи через обеспечение необходимых совместимости, интеграции и потенциала усиления, а не путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил. Соответственно он будет полагаться на адекватную инфраструктуру, соизмеримую с вышеупомянутыми задачами. В этом контексте, при возникновении необходимости, усиление может происходить в случае защиты против угрозы агрессии и действий по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН и руководящими принципами ОБСЕ, равно как для учений в соответствии с адаптированным Договором об ОВСЕ, положениями Венского документа 1994 года и взаимосогласованными мерами транспарентности. Россия будет проявлять соответствующую сдержанность в развертывании своих обычных вооруженных сил в Европе».
Поэтому и инфраструктура, и усиление прямо допускаются положениями Основополагающего акта и, следовательно, Россией.
Факт: В ответ на новую стратегическую реальность, вызванную незаконными и противоправными действиями России в Украине, НАТО усилила оборону государств-членов в Центральной и Восточной Европе и обеспечила способность при необходимости повысить усиление, в том числе посредством модернизации инфраструктуры.
Все это соответствует Основополагающему акту, процитированному выше.
В Основополагающем акте все подписавшие его стороны, в том числе и Россия, согласовали принципы, которые включают: «отказ от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства, его суверенитета, территориальной целостности или политической независимости любым образом, противоречащим Уставу ООН и содержащейся в Хельсинкском Заключительном акте Декларации принципов, которыми государства-участники руководствуются во взаимных отношениях» и «уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народов на самоопределение, как это закреплено в Хельсинкском Заключительном акте и других документах ОБСЕ».
НАТО неукоснительно выполняет эти обязательства. Россия, с другой стороны, объявила об аннексии Крыма, поддерживает использующих насильственные методы сепаратистов на востоке Украины и настаивает на том, чтобы Украине было запрещено вступать в НАТО.
Утверждение: Ядерные учения НАТО нарушают ДНЯО
Факт: На встрече в верхах в Уэльсе в сентябре 2014 года страны НАТО подтвердили свою полную поддержку Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Построение ядерных сил НАТО полностью соответствует этому Договору.
НАТО никогда не перемещала ядерное оружие в Восточную Европу. Со времени окончания «холодной войны» НАТО не проводила ядерных учений в восточной части Североатлантического союза.
Это Россия начала использовать ядерное оружие в качестве инструмента в своей стратегии запугивания. Россия усилила ядерную риторику и активизировала свои ядерные учения. Российские бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, совершают полеты вблизи границ Североатлантического союза. Кроме этого, Россия угрожает разместить ракеты, способные нести ядерные боеголовки, в Калининграде и Крыму.
Эта деятельность и эта риторика не способствуют транспарентности и предсказуемости, особенно в контексте изменившейся обстановки в области безопасности в связи с агрессивными действиями России в Украине.
Факт: Страны НАТО принимают решения на основе консенсуса, и такие решения подтверждаются в письменной форме. Никакого письменного свидетельства о принятии Североатлантическим союзом такого решения не существует. Личные заверения руководителей НАТО не могут заменять консенсуса Североатлантического союза и не являются официальным соглашением НАТО.
Политика открытых дверей НАТО основана на статье 10 учредительного документа Североатлантического союза – Североатлантического договора (1949 год). В Договоре сказано, что членство в НАТО открыто любому «европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона». В нем говорится, что любое решение о расширении должно приниматься «по всеобщему согласию». НАТО никогда не отменяла статью 10 и не ограничивала потенциал расширения. За последние 65 лет 29 стран сделали свободный выбор в пользу присоединения к НАТО в соответствии со своими демократическими процессами. Это их суверенный выбор.
Более того, в то время, когда якобы было дано это обещание, все еще существовала Организация Варшавского договора. Ее члены дали согласие на роспуск организации только в 1991 году. Идея об их присоединении к НАТО не стояла на повестке дня в 1989 году. Это подтвердил сам Михаил Горбачев в интервью «России поверх заголовков»:
«Вопрос о "расширении НАТО" в те годы вообще не обсуждался и не возникал. Говорю это со всей ответственностью. Ни одна восточноевропейская страна его не поднимала, в том числе и после прекращения существования Варшавского договора в 1991 году. Не поднимали его и западные руководители».
ОПЕРАЦИИ НАТО
Факт: В 2003 г. НАТО приняла на себя командование Международными силами содействия безопасности в Афганистане, действующими в соответствии с мандатом ООН.
Под командованием НАТО миссия постепенно распространилась по всему Афганистану, к ней присоединились 22 страны, не входящие в НАТО. В ходе миссии практически с нуля были созданы Афганские национальные силы безопасности, численность которых сейчас достигла 350 000 военнослужащих и полицейских.
Угрозы безопасности Афганистана по-прежнему существуют. Однако афганские силы сегодня готовы принять на себя полную ответственность за обеспечение безопасности по всей стране в соответствии с договоренностью с властями Афганистана.
НАТО осуществляет учебную подготовку, консультирует и оказывает содействие афганским силам в рамках миссии «Решительная поддержка».
Утверждение: Миссия под руководством НАТО в Афганистане не смогла остановить незаконный оборот афганских наркотиков
Факт: Как в случае с любой суверенной страной основная обязанность по поддержанию законности и правопорядка в Афганистане, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков, возложена на афганское правительство.
Международное сообщество всячески поддерживает правительство Афганистана, чтобы оно смогло выполнить эту обязанность, в том числе через Организацию Объединенных Наций и Европейский союз.
НАТО не является основным действующим лицом в этой сфере. Эта роль была согласована с международным сообществом.
Операция под руководством НАТО была осуществлена на основании двух резолюций Совета Безопасности ООН – 1970 и 1973; обе резолюции ссылаются на Главу VII Устава ООН, и Россия не возражала ни против одной из них.
Резолюция СБ ООН 1973 уполномочила международное сообщество «принимать все необходимые меры» для «защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения», что НАТО и сделала при политической и военной поддержке государств региона и членов Лиги арабских государств.
После конфликта НАТО сотрудничала с Международной комиссией ООН по расследованию событий в Ливии, не выявившей никаких нарушений резолюции 1973 СБ ООН или международного права и заключившей, напротив, что «НАТО провела высокоточную кампанию, характеризующуюся наглядным стремлением избежать жертв среди гражданского населения».
Факт: Операция НАТО, связанная с Косово, была проведена вслед за продолжавшимися более года интенсивными усилиями ООН и Контактной группы, в которую входила Россия, направленными на достижение мирного урегулирования. Совет Безопасности ООН неоднократно характеризовал этническую чистку в Косово и растущее число беженцев, вынужденных покидать свои дома, как угрозу международному миру и безопасности. Операция НАТО «Эллайд форс» была начата, чтобы предотвратить крупномасштабные и непрекращающиеся нарушения прав человека и гибель гражданских лиц.
По окончании военно-воздушной кампании, в соответствии с мандатом ООН (резолюция СБ ООН 1244), была проведена миротворческая операция СДК под руководством НАТО, в которой изначально участвовала и Россия, с целью обеспечить безопасную и защищенную обстановку в Косово.
Факт: Операция в Косово была проведена после исчерпывающего обсуждения с участием всего международного сообщества, которое пыталось урегулировать затянувшийся кризис, признанный Советом Безопасности ООН в качестве угрозы международному миру и безопасности.
После операции в течение почти десяти лет международное сообщество вело дипломатическую работу, под эгидой ООН, направленную на достижение политического решения и определение окончательного статуса Косово, как предписано резолюцией 1244 СБ ООН.
В Крыму не было существовавшего до этого кризиса, не было попыток обсудить ситуацию с правительством Украины, привлечь ООН, и не было попыток прийти к урегулированию на основе переговоров.
В случае с Косово усилия международного сообщества по поиску решения продлились 3 000 дней. В случае с Крымом Россия аннексировала часть территории Украины менее чем за 30 дней. Россия пыталась частично оправдать свою незаконную и противоправную аннексию, указывая на «референдум», который не соответствовал украинскому законодательству, проводился в условиях незаконной вооруженной оккупации, в отсутствии свободы выражения мнений или доступа оппозиции к прессе и без какого-либо внушающего доверие международного мониторинга.
Факт: Суд заявил, что его решение не было прецедентом. Суд заявил, что ему был поставлен «ограниченный и конкретный» вопрос о независимости Косово, под который не подпадают более широкие правовые последствия этого решения.
Факт: Президент Украины Порошенко был избран на этот пост 25 мая, набрав явное большинство голосов на выборах, которые были охарактеризованы ОБСЕ (заявление здесь), как свидетельствующие о «четком намерении властей провести настоящие выборы, которые в целом соответствовали международным обязательствам, с соблюдением основных свобод граждан». Серьезные ограничения были зафиксированы только в областях, контролируемых сепаратистами, предпринимавшими усиленные «попытки сорвать процесс».
Нынешний парламент был избран 26 октября в ходе выборов, которые, по мнению ОБСЕ (заявление здесь), характеризуются «высокой конкуренцией среди участников избирательного процесса, предложивших избирателям настоящий выбор, а также общим уважением к основным свободам». ОБСЕ вновь отметила, что «органы, ответственные за подготовку и проведение выборов, прилагали решительные усилия для проведения выборов на всей территории страны, но это оказалось невозможным на значительной части Донецкой и Луганской областей и на Крымском полуострове».
И наконец, российские официальные лица продолжают утверждать, что в украинском парламенте и правительстве преобладают «нацисты» и «фашисты». Однако на парламентских выборах те партии, которые Россия назвала «фашистскими», не смогли преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для прохождения в парламент. Украинские избиратели явно проголосовали за единство и умеренность, а не за сепаратизм и экстремизм, и это нашло отражение в составе парламента.
Иными словами, президент и парламент являются законными, а действия поддерживаемых Россией сепаратистов – нет.