кого москалями называли, аль нет?
Ведь не русских так звали, и не россиян. Правда ведь?
"Москали с Ляхами помирившись... нас, войско Запорожское и весь народ христианский Украинский, и Украину отчизну нашу под основание разорить постановили"
Колись звідкіл'сь пригнауся на Україну москаль, таких є у́ нас до біса, либой-шо з своїх багновиц'; ну пригнау́ся, то й пригнау́ся, нехай би собі так и буу́;, коли йому своє у́же́ пообридло, чи лихо там яке дойло, адже ж "риба шукає де глибчи́ш, а чоловік, де гарни́ш"; дак ні : москаль покида́ свої краї, не покидає своєї гаспидської істоти. Так і сталось: не витримау́ся навіжений і почау́ виробляти у́се зле-лихе. Неу́важа на викрут'ні, на які він був дуже здат'н'і, - його злапали, та у́ куну запроторили. От на ро́спитках, яки почали йому зау́давати, він, прикину́чис', назвау́ся Українцем, шо-то-бач він здау́на у́же бурлакує і не зазнае з якого-б-то села він родом; а видко зразу, шо́ москаль, хоча́ позвик таки́ перекукатис' нашою моу́вою, та у́се-ж якос' з москоу́с'кою витинкою - ну, то ви́дко шо́ воно таке.
От бачучи цеє до́знау́ці, шо́-б-то їм хуччи його на прау́ду звести, спитали його зненас'ка : "Коли-ж ти правду кажиш, - то як це звецця?" показуючи йому на чобіт. "Чабот'" - сказау́ беззапинки москаль. - А це як? - спитали, показуючи на горілку. "Гарелка", - каже москаль. - "Ну, а оцце шо?" показуючи йому на сокиру. "Сякіра", озвау́с' худко москаль. - "Добре, от видко зараз Українця! А ну-ж оцце як? - спитали його зноу́, показуючи на його-ж бороду. -Москаль, жахаючис', шо-б-то йому не помилитис' і знаючи шо́, часом з по́глуму, москаля у́ нас звут'"кацапом" збиу́ся з пантелику, та кваплиу́е сказау́ : "Цапка!" - От-тут-то його зараз и цапну́ли за бороду, и він признау́ся тоді вітки-то він спрау́ді і шо́ наробиу́.
Колись звідкіл'сь пригнауся на Україну москаль, таких є у́ нас до біса, либой-шо з своїх багновиц'; ну пригнау́ся, то й пригнау́ся, нехай би собі так и буу́;, коли йому своє у́же́ пообридло, чи лихо там яке дойло, адже ж "риба шукає де глибчи́ш, а чоловік, де гарни́ш"; дак ні : москаль покида́ свої краї, не покидає своєї гаспидської істоти. Так і сталось: не витримау́ся навіжений і почау́ виробляти у́се зле-лихе. Неу́важа на викрут'ні, на які він був дуже здат'н'і, - його злапали, та у́ куну запроторили. От на ро́спитках, яки почали йому зау́давати, він, прикину́чис', назвау́ся Українцем, шо-то-бач він здау́на у́же бурлакує і не зазнае з якого-б-то села він родом; а видко зразу, шо́ москаль, хоча́ позвик таки́ перекукатис' нашою моу́вою, та у́се-ж якос' з москоу́с'кою витинкою - ну, то ви́дко шо́ воно таке.
От бачучи цеє до́знау́ці, шо́-б-то їм хуччи його на прау́ду звести, спитали його зненас'ка : "Коли-ж ти правду кажиш, - то як це звецця?" показуючи йому на чобіт. "Чабот'" - сказау́ беззапинки москаль. - А це як? - спитали, показуючи на горілку. "Гарелка", - каже москаль. - "Ну, а оцце шо?" показуючи йому на сокиру. "Сякіра", озвау́с' худко москаль. - "Добре, от видко зараз Українця! А ну-ж оцце як? - спитали його зноу́, показуючи на його-ж бороду. -Москаль, жахаючис', шо-б-то йому не помилитис' і знаючи шо́, часом з по́глуму, москаля у́ нас звут'"кацапом" збиу́ся з пантелику, та кваплиу́е сказау́ : "Цапка!" - От-тут-то його зараз и цапну́ли за бороду, и він признау́ся тоді вітки-то він спрау́ді і шо́ наробиу́.
Дякую, скачав, почитаю. Трохи важкувато читати буде.
указан истинный смысл и происхождение вашего слова - москаль?
А может у меня информация устарела...
Во-первых, не нашего.
Во-вторых, тут тема про украинцев, но если ты сильно заинтересован в происхождении и времени названий: "москали", "народ москва", "народ московский" "москвитины", "московиты", то открой тему например с таким названием - "энтонимы русских в прошлых веках" и я обновлю тебе на фактах информацию об этих названиях - начиная с Великого княжества (правильно - Герцогства) Литовского, Руского и Жемойтского, в котором уже в 14 веке было известно название "москаль" и не в смысле названия "солдат", как ты (скорее всего) у Владимира Даля вычитал)
Рекомендую внимательно прочесть, это чтиво дает хорошее представление о том, как РФ использует науковцев, для своих имперских целей:
Есть такая наука - этнология, которая изучает этнические процессы, разнообразных аспектов жизнедеятельности этносов (этнос - народ), то есть, историческое развитие различных этносов и обществ, их фольклор, верования, культуру и т.п. (подробнее об этнологии здесь).
В этой книге с позиций современной науки рассматриваются проблема происхождения украинцев, их этническая история, антропологический облик, формирование украинского языка и т.п. Эту книгу ИАЭ РАН рекомендует для специалистов в области этнологии, истории и других гуманитарных наук и всех интересующихся историей и культурой украинцев.
Открываем в ней 20 страницу и читаем:
Самоназвание “украинец”, как уже отмечалось, утвердилось сравнительно поздно, в XV-XVI вв., т.е. намного позже названия “Украина”. Значимость самоназваний “Украина” и “украинцы” начинает стремительно возрастать в XVIII в.
Интересно сравнивать подобные научные академические российские книги, с пропагандистскими выпадами российских историков, работающих на кремлевскую пропагандистскую машину, например, как в пропагандистском фильме Медведева "Проект Украина".
В нем например, есть интересный момент о том, что польский писатель и историк Ян Потоцкий в книге 1795 года, впервые (!)русских(!) населяющих малороссию назвали украинцами (!!!) И эти "коварные поляки" так делали, мол, для того, чтобы оторвать "русских" от Российской империи.
Но пропагандисты скромно умолчали о том, что Ян Потоцкий не первый, кто среди академиков российских называл названием "украинцы" украинский народ (до него об этом писал ординарный российский академик императорской академии в Санкт-Петербурге, Иоганн Готлиб Георги в 1780 г., писал Александр Ригельман, украинский летописец Самойло Величко в 1720 г. и многие другие), "скромно" умолчали о том, что Ян Потоцкий - почетный член Российской Императорской АН в Санкт-Петербурге, умолчали о том, что Ян Потоцкий собственно и не жил в Польше, а постоянно путешествовал с целью географических и этнологических исследований, что работал на Российскую империю в российских экспедициях на Дальний Восток в качестве научного руководителя, умолчали, что Потоцкий был членом Российского Государственного совета, был в чине тайного советника (одна из высших государственных должностей в Российской империи) и кавалером ордена Святого Владимира I степени, звезда которого видна на его портрете
Нет, про все это в этом фильме молчек. Причем заявлено, что якобы Потоцкий написал, что "украинцы происходят от скифского племени сарматов".
На самом же деле, это откровенная ложь, на самом деле ничего подобного Ян Потоцкий не про какое "скифское племя сарматов" не писал, а написал буквально следующее:
"Ныне существуют славянские народы, которые можно свести к следующим: Русские, Украинцы, Поляки, Чехи, Сербы, Словаки, Хорваты и Словенцы.
Украинцы, что называются ещё Малорусы, родом из Малой Руси, они произошли из нескольких племен, из которых самые основные - это Поляне и Древляне. Первые родом из Киева, вторые из Коростеня. Остальные Украинцы произошли от Тиверцев и небольшого племени Севера, отделившегося от Кривичей".
Этнограф Ян Потоцкий, ещё на заре этнографии, написал почти тоже самое, что значительно позже, в 20 веке, подтвердили антропологи и этнографы, например, Татьяна Ивановна Алексеева - российский антрополог, академик РАН, доктор исторических наук, профессор, заслуженный научный сотрудник МГУ, которая писала в своих научных, академических работах про украинцев следующее:
Современные украинцы в антропологическом отношении могут быть связаны как с полянами, так и с более западными группами (С.203)
Москаль, это ваше слово! Оно конечно не только ваше, но ваше, определённо.
Я не хотел писать про москалей, написал тебе об этом, что пишу об украинцах, а упомянул москалей, лишь в контексте по отношению к украинцам, но ты сам напросился. Итак, о москалях, московитах, государствообразующем народе Московии (нынешнего государства с офиц. названием Российская Федерация, образованном в 1991 году из предшествующей ей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1918—1992), которая в свою очередь была образована из Российской империи и другими словами, никогда не имела официального названия Россия, Русь, а имела в названии производные от этих названий, так же как название "русские" - прилагательное от слова Русь, в отличии от самоназвания - "народ русь" (в единств. числе - "русин"), которым веками назывались украинцы, до 17-19 вв.
Вильгельм де Рубрук. Народ Моксель (по-славянски: Москаль). 13 век.
Вильгельм де Рубрук (Guillaume de Rubrouck, букв. «Гильом из Рубрука»; ок. 1220 — ок. 1293). Рубрук написал о Руси, а также о жизни финно-угорских племен, населявших земли европейской части современной России в междуречье Дона, Оки и Волги (так называемые Ростово-Суздальские земли) - меря, мурома, мещера, весь, чудь и др. входили в состав Золотой Орды и в дальнейшем стали основой Московского княжества.
Самоназвание мордвы-мокши (морд. мокша) впервые встречается в источниках XIII века — в записках фламандского путешественника брата Вильгельма де Рубрука среди покорённых Чингисханом народов назван народ Moxel (моксель, а по славянски - москаль), живущий за Доном на севере, далее которого обитает мордва («Merdas, которых латыняне называют Merduos»).
Очень важна информация Рубрука о местоположении Руси и ее границ:
К северу от этой области (Перекопа) лежит Русь (Rutenorum), в ней везде леса; она тянется от Польши и Венгрии до Танаиса (Дона).
И далее в тексте:
... Достигли великой реки Танаис ... Эта река служит восточной границей Руси.
Эти свидетельства указывают на то, что Московия XIII века не входила в состав Руси, и за Доном Руси не существовало. В то же время, о земле Московии (в то время - Рязанское и Владимирское княжества) Рубрук написал так:
Эта страна по Танаидом (Доном) очень красивая и имеет реки и леса. На севере (от ставки Сартака, расположенной в районе поселка Терновка Воронежской области) есть огромные леса, в которых живут два рода людей, именно: Моксель (Moxel), не имеющие никакого закона, чистые язычники. Городов у них нет, а живут они в маленьких хижинах в лесах ... В изобилии имеются у них свиней, меда и воска, драгоценных мехов и соколов. Позади них (на восток) живут другие, именуемые Мердас (Merdas), которых латыняне называют Мердуос (Merduos), и они - Сарацины (мусульмане). За ними (на восток) - Етилия (Волга).
В поисках истоков наименования москаль необходимо обратиться к его самым ранним упоминаниям в источниках. Первое из них датируется 1389 годом и зафиксирована в Кракове в латиноязычных судебных книгах (Ulanowski, 1884. 341, 349).
Второе, в форме Maczkal, встречается в Закарпатье в XV веке (Чучка, 1970: 36).
Об авторе словаря: Татья́на Фёдоровна Ефре́мова — российский лингвист, лексикограф, специалист в области русской дериватологии, автор и редактор современных словарей русского языка. Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института преподавания русского языка в национальной школе.
Первоначальный, церковный (старый) смысл слова "русский"
Первоначальный, церковный (старый) смысл слова "русский"
Откроем в википедии статью Соборное Уложение 1649 года, там выложен скан страницы, и прочтем в ней первые строки «Будет кто иноверцы какия-нибуди веры или и русский человек».
Соборное Уложение 1649 года — книга, где собраны законы московского государства XVII века, эпохи первых Романовых. И мы видим, что в XVII веке в официальных документах, каковым, бесспорно, является Соборное уложение, СЛОВО РУССКИЙ УПОТРЕБЛЯЛОСЬ НЕ В СМЫСЛЕ НАРОДНОСТИ, А В СМЫСЛЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.
То есть, в то время слово «русский» означало православный. Закон начинается словами: «Будет кто иноверцы какия-нибуди веры или и русский человек». То есть «кто бы ни был — ИНОВЕРЕЦ ИЛИ РУССКИЙ». Вот так и появились "русские" (кто крестился, тот и стал "русским" - христьянином или крестьянином и неважно кто это - финоугр или татарин и т.д.).
Кого и когда раньше называли "русскими" в российской империи и в московском царстве или как произошел (появился, возник и т. п.) русский народ. Ещё в 19 веке "русский" все ещё обозначало - православный. Название "русские" раньше обозначало принадлежность к православию, к христианской вере, которая пришла в Московию с Руси. Во второй трети 19 века, российский историк Е. П. Карнович писал:
Кого именно следует считать русскими. В былые времена вопрос этот решался проще, так как каждый русский должен был быть и православный. Этого взгляда держались безусловно московские славянофилы, не допуская возможности, чтобы иноверцы считались русскими, и нужно сказать, что такой взгляд на русскую национальность находится в коренных понятиях русского народа, так что у него русский и православный совершенно однозначащие слова.
Е. П. Карнович. Об исчислении народонаселения в России. — Отечественныя записки. Том 209. № 7. СПб. 1875. стр. 390
Так же, во второй трети 19 века, один из один из российских лидеров славянофильского движения, поэт и публицист Иван Аксаков, писал о русской национальности следующее:
Мы знаем только, что у нас определение русской национальности совпало с определением православия и обусловилось им так, что всякий, стоящий вне религии русского народа (католик. мусульманин, еврей) — стоит вне всего, что обязано бытием своим именно этой религии, что выразило в себе с начала, что прониклось ею, — следовательно вне русской народности, развившейся и сложившейся под воздействием и в духе православия.
Сочинения И.С. Аксакова. Том 6. 1887. стр. 284
1598 г. Русь граничит с московитами, с ливонцами, с литовцами...
"Въ ширину, т. е. съ юга на сѣверъ Московія простирается от земли Русовъ и Литвы вплоть до Океановъ Скиѳскаго и Сѣвернаго"
Источник: Письмо Алберта Кампензе къ Его Святѣйшеству Папѣ Клименту VII о дѣлахъ Московіи , Глава 1. 1523. - Стр. 14. Библиотека иностранных писателей о России. Отделение первое. Том первый. Санктпетербург. 1836.
https://books.google.com.ua/books?id=oQgEAAAAYAAJ
"Московия по традиции чрезвычайно зависит в делах религии от Руси, находящейся под властью польского народа (совсем недавно московские епископы утверждались киевским митрополитом русской веры: Киев — область Руси под властью польского короля)."
"Когда мы ехали через королевскую Русь в Московию, некоторые знатные люди, отставшие от своей схизмы, доверительно говорили с нами".
"Правда, некий татарин , доказавший верность нынешнему князю при взятии Казани и перешедший в русскую веру и схизму, получил город Коломну и некоторые другие города."
В 1814 году, роль Марфы исполняла российская актриса Александра Егоровна Асенкова, мать выдающейся актрисы Варвары Николаевны Асенковой.
В 1822 году, роль Угара, со сценой роли украинца, переодетого в украинский костюм и говорящего с Марфой на украинском языке, сыграл знаменитый российский актер Михаил Семенович Щепкин.
Август 1657 года, из письма пана Ляхочестры с Волыни к Ивану Выговскому:
"Сказывает: если б то не надобно, Украинцы вместе с Москвою, Великого княжества Литовского и Малой России, покаместь князи руские держали в Киеве прежде живущие"