Итак, в 1657 году, в письме от Ляхочестрицкого с Волыни к украинскому гетьману Ивану Выговскому уже употребляется название Украинцы:
"Сказывает: если б, то ненадобно, Украинцы вместе с Москвою, Великого Княжества Литовского и Малые России, покаместь князи руские держали в Киеве прежде живущие"
Тема: Отчизна Украина и самоназвание Украинцы в 17 веке Автор:Rusin (Ветеран)
Рейтинг поста:
(2.5/2)
В 1668 году гетьман Иван Брюховетский со всем Войском Запорожским, писал в письме к Новогродскому пану сотнику и отаману с войском и ко всем жителям; в своем письме Иван Брюховетский писал и про отчизну Украину, и про народ Украинский, и про не приятелей москалей:
Здесь название народ Украинский выступает в этническом значении, так как написано в одном ряду с другими народами и противопоставляется им: Москалям (русским) и Ляхам (полякам). Так же в данном случае "народ христианский Украинский" здесь никак не сводится лишь к понятию принадлежности украинцев к христианской православной вере, т.к. "Москали" с противопоставляемым "Украинским народом" - единоверцы.
Тема: Отчизна Украина и самоназвание Украинцы в 17 веке Автор:Rusin (Ветеран)
Рейтинг поста:
(2.5/2)
В 1668 году 26 апреля, из письма гетьмана Брюховецкого в воззвании к Донским казакам:
"под Киевом в именуемых городах, в Броварах, в Гоголеве и в иных, не щадив деток, мужеский и женский пол всех жителей породы Украинские и Литовские высекли и выгубили мучителско, произвольте того ради вы, братья моя, разсудить: аще ли христиански поступает Москва?"
В 1677 году кошевой отаман Иван Сирко в своем письме писал:
"Ляхи... с несчетными силами туркскими и татарскими... славных жителей отчизны нашей Украины, под свою область нас Украинцов не подгорнули, тем они ныне ко своим собинным Турок и Татар умирили"
Здесь Иван Сирко, несмотря на то, что пишет "славных жителей отчизны Украины", название "нас Украинцов" здесь выступает не просто в смысле географическом, но в этническом значении - как самоназвание (эндоэтноним), как имя собственное (nomen proprium), потому, что название Украинцы здесь употребляется (и, кстати, противопоставляется) в одном ряду с другими народами: Ляхами (Поляками), Турками и Татарами.
1678 года, 1 июня. Показания челядника переяславского полковника Лысенка Федора Яковлева, бывшего в провожатых царского посла Парасукова к турецкому султану, о пребывании его в Турции:
"И в разговорах спрашивал он, Федор, Ивана Сусла: есть ли кто в Царьгороде их украинцов на воле? И Иван Сусло ему сказал: украинцов де их в Царьгороде на воле Коваленко, что прислал на резиденцию его Петр Дорошенко, да из Запорожья Серко прислал недавно посланцев, отзываясь туркскому султану с подданством."
1675 года, 19 декабря - с листа гетьмана Ивана Самойловича к кошевому отаману Ивану Сирку и ко всей старшине и войску запорожскому:
"... не по малу тому дивлюся, что не смотрите, чем бы могли целость отчизны своей задержать и души свои Богу присвоити: понеж из того, что учинить меж нашим украинским народом, чего не желаю, разрознения, которыми и так немного не 30 лет кровавым непристанно, по Божию смотрению, за грехи наши, обливается потом... [...] ... також и на разорвание отчизны своей Украины чинить: понеже и так видите ежедневно по истине оплаканную и силу свою теряющу"
"В то же время, как часть села бывает заселена великороссами, другая состоит из малороссов.
Те и другие носят свои национальные костюмы, говорят каждый на своем языке, ходят в одну церковь, но бывает, что почитают разных святых.
Великороссы называют малороссов хохлами,
а те в свою очередь называют великороссов кацапами,
и сближения между этими двумя народностями пока не наблюдается....
В настоящее время преобладающим населением в губернии являются малороссы, с которыми понемногу сливаются некоторые другия народности, а в иных случаях и великороссы ".